Programming: Delphi
Иллюстрированный самоучитель по Delphi 7 для начинающих
Глава 1. Основы программирования
Компиляция
Программа, представленная
в виде инструкций языка программирования, называется исходной программой. Она
состоит из инструкций, понятных человеку, но не понятных процессору компьютера.
Чтобы процессор смог выполнить работу в соответствии с инструкциями исходной
программы, исходная программа должна быть переведена на машинный язык — язык
команд процессора. Задачу преобразования исходной программы в машинный код выполняет
специальная программа — компилятор.
Компилятор, схема работы
которого приведена на рис. 1.4, выполняет последовательно две задачи:
1. Проверяет текст
исходной программы на отсутствие синтаксических ошибок.
2. Создает (генерирует)
исполняемую программу — машинный код.
Рис. 1.4.
Схема работы компилятора
Следует отметить, что
генерация исполняемой программы происходит только в том случае, если в тексте
исходной программы нет синтаксических ошибок.
Генерация машинного
кода компилятором свидетельствует лишь о том, что в тексте программы нет синтаксических
ошибок. Убедиться, что программа работает правильно можно только в процессе
ее тестирования — пробных запусках программы и анализе полученных результатов.
Например, если в программе вычисления корней квадратного уравнения допущена
ошибка в выражении (формуле) вычисления дискриминанта, то, даже если это выражение
будет синтаксически верно, программа выдаст неверные значения корней.
Язык
программирования Delphi
В среде программирования
Delphi для записи программ используется язык программирования Delphi. Программа
на Delphi представляет собой последовательность инструкций, которые довольно
часто называют операторами. Одна инструкция от другой отделяется точкой с запятой.
Каждая инструкция состоит
из идентификаторов. Идентификатор может обозначать:
- Инструкцию языка (:=, if,
while, for);
- переменную;
- константу (целое или дробное
число);
- арифметическую (+, -,*,/) или
логическую (and, or, not) операцию;
- подпрограмму (процедуру или функцию);
- отмечать начало (procedure, function)
или конец (end) подпрограммы ИЛИ блока (begin, end).
Тип
данных
Программа может оперировать
данными различных типов: целыми и дробными числами, символами, строками символов,
логическими величинами.
Целый
тип
Язык Delphi поддерживает
семь целых типов данных: shortint, smailint, Longint, Int64, Byte, word и Longword,
описание которых приведено в табл. 1.1.
Таблица 1.1.
Целые типы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-2 147 483 648 - 2 147
483 647
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Object Pascal поддерживает
и наиболее универсальный целый тип - Integer,
который Эквивалентен Longint.
Вещественный
тип
Язык Delphi поддерживает
шесть вещественных типов: Reai48, single, Double, Extended, comp, Currency.
Типы различаются между собой диапазо-ном допустимых значений, количеством значащих
цифр и количеством байтов, необходимых для хранения данных в памяти компьютера
(табл. 1.2).
Таблица 1.2.
Вещественные (дробные) типы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-922 337 203 685 477.5808
--922 337 203 685 477.5807
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Язык Delphi поддерживает
и наиболее универсальный вещественный тип - Real,
который эквивалентен Double.
Символьный
тип
Язык Delphi поддерживает
два символьных типа: Ansichar и Widechar:
- тип Ansichar — это символы в
кодировке ANSI, которым соответствуют числа в диапазоне от 0 до 255;
- тип widechar — это символы в
кодировке Unicode, им соответствуют числа от 0 до 65 535.
Object Pascal поддерживает
и наиболее универсальный символьный тип - Char, который эквивалентен Ansichar.
Строковый
тип
Язык Delphi поддерживает
три строковых типа: shortstring, Longstring, WideString:
- тип shortstring представляет
собой статически размещаемые в памяти компьютера строки длиной от 0 до 255
символов;
- тип Longstring представляет
собой динамически размещаемые в памяти строки, длина которых ограничена только
объемом свободной памяти;
- тип WideString представляет
собой динамически размещаемые в памяти строки, длина которых ограничена только
объемом свободной памяти. Каждый символ строки типа WideString является Unicode-символом.
В языке Delphi для
обозначения строкового типа допускается использование идентификатора string.
Тип string эквивалентен типу shortstring.
Логический
тип
Логическая величина
может принимать одно из двух значений True (истина) или False (ложь). В языке
Delphi логические величины относят к типу Boolean.
Переменная
Переменная — это область
памяти, в которой находятся данные, которыми оперирует программа. Когда программа
манипулирует с данными, она, фактически, оперирует содержимым ячеек памяти,
т. е. переменными.
Чтобы программа могла
обратиться к переменной (области памяти), например, для того, чтобы получить
исходные данные для расчета по формуле или сохранить результат, переменная должна
иметь имя. Имя переменной придумывает программист.
В качестве имени переменной
можно использовать последовательность из букв латинского алфавита, цифр и некоторых
специальных символов. Первым символом в имени переменной должна быть буква.
Пробел в имени переменной использовать нельзя.
Следует обратить внимание
на то, что компилятор языка Delphi не различает прописные и строчные буквы в
именах переменных, поэтому имена SUMMA, Summa и summa обозначают одну и ту же
переменную.
Желательно, чтобы имя
переменной было логически связано с ее назначением. Например, переменным, предназначенным
для хранения коэффициентов и корней квадратного уравнения, которое в общем виде
традиционно записывают
ах2
+ bх + с = 0
вполне логично присвоить
имена а, b, с, x1 и х2. Другой пример. Если в программе есть переменные, предназначенные
для хранения суммы покупки и величины скидки, то этим переменным можно присвоить
имена
TotalSumm
и Discount или ObSumma и Skidka.
В языке Delphi каждая
переменная перед использованием должна быть объявлена. С помощью объявления
устанавливается не только факт существования переменной, но и задается ее тип,
чем указывается и диапазон допустимых значений.
В общем виде инструкция
объявления переменной выглядит так:
Имя : тип;
где:
- имя — имя переменной;
- тип — тип данных, для хранения
которых предназначена переменная.
Пример:
а
: Real; b : Real; i : Integer;
В приведенных примерах
объявлены две переменные типа real и одна переменная типа integer.
В тексте программы
объявление каждой переменной, как правило, помещают на отдельной строке.
Если в программе имеется
несколько переменных, относящихся к одному типу, то имена этих переменных можно
перечислить в одной строке через запятую, а тип переменных указать после имени
последней переменной через двоеточие, например:
а,b,с
: Real; x1,x2 : Real;
Константы
В языке Delphi существует
два вида констант: обычные и именованные.
Обычная константа —
это целое или дробное число, строка символов или отдельный символ, логическое
значение.
Назад | Оглавление | Вперёд
При перепечатке любого материала
с сайта, видимая ссылка на источник www.warayg.narod.ru
и все имена, ссылки авторов обязательны.
© 2005
|