Programming: Delphi
Иллюстрированный самоучитель по Delphi 7 для начинающих
Кривая Гильберта
Следующая программа
вычерчивает в диалоговом окне кривую Гильберта. На рис. 12.7 приведены кривые
Гильберта первого, второго и третьего порядков. Если присмотреться, то видно,
что кривая второго порядка получается путем соединения прямыми линиями четырех
кривых первого порядка. Аналогичным образом получается кривая третьего порядка,
но при этом в качестве "кирпичиков" используются кривые второго порядка.
Таким образом, чтобы нарисовать кривую третьего порядка, надо нарисовать четыре
кривых второго порядка. В свою очередь, чтобы нарисовать кривую второго порядка,
надо нарисовать четыре кривых первого порядка. Таким образом, алгоритм вычерчивания
кривой Гильберта является рекурсивным.
Диалоговое окно программы
Кривая Гильберта, в котором находится кривая пятого порядка, приведено на рис.
12.8, текст программы — в листинге 12.4.
Рис. 12.7. Кривые
Гильберта первого, второго и третьего порядков
Рис. 12.8. Кривая
Гильберта пятого порядка
Листинг 12.4.
Кривая Гильберта
unit
gilbert_;
interface
uses
Windows,
Messages, SysUtils,
Variants,
Classes, Graphics,
Controls,
Forms, Dialogs, StdCtrls, ComCtrls;
type
TForml
= class(TForm)
procedure
FormPaint(Sender: TObject);
private
{
Private declarations }
public
{
Public declarations }
end;
var
Form1:
TForm1;
implementation
{$R *.dfm}
var
p:
integer =5; // порядок кривой
u:
integer =7; // длина штриха
{
Кривую Гильберта можно получить путем
соединения
элементов а,b,с и d.
Каждый
элемент строит
соответствующая
процедура. }
procedure
a(i:integer; canvas: TCanvas); forward;
procedure
b(i:integer; canvas: TCanvas); forward;
procedure
с(i:integer; canvas: TCanvas); forward;
procedure
d(i:integer; canvas: TCanvas); forward;
//
Элементы кривой
procedure
a(i: integer; canvas: TCanvas);
begin
if
i > 0 then begin
d(i-l,
canvas);
canvas.LineTo(canvas.PenPos.X+u,canvas.PenPos.Y);
a(i-l,
canvas);
canvas.LineTo(canvas.PenPos.X,canvas.PenPos.Y+u);
a(i-l,
canvas);
canvas.LineTo(canvas.PenPos.X-u,canvas.PenPos.Y);
с
(i-1, canvas);
end;
end;
procedure
b(i: integer; canvas: TCanvas);
begin
if
i > 0 then begin
c(i-l,
canvas);
canvas.LineTo(canvas.PenPos.X-u,canvas.PenPos.Y);
b(i-1,
canvas);
canvas.LineTo(canvas.PenPos.X,canvas.PenPos.Y-u);
b(i-l,
canvas);
canvas.LineTo(canvas.PenPos.X+u,
canvas.PenPos.Y);
d(i-l,
canvas);
end;
end;
procedure
c(i: integer; canvas: TCanvas);
begin
if
i > 0 then begin
b(i-1,
canvas);
canvas.LineTo(canvas.PenPos.X,canvas.PenPos.Y-u);
с
(i-1, canvas);
canvas.LineTo(canvas.PenPos.X-u,canvas.PenPos.Y);
c(i-1,
canvas);
canvas.LineTo(canvas.PenPos.X,canvas.PenPos.Y+u);
a(i-1,
canvas);
end;
end;
procedure
d(i: integer; canvas: TCanvas);
begin
if
i > 0 then begin
a(i-1,
canvas);
canvas.LineTo(canvas.PenPos.X,canvas.PenPos.Y+u);
d(i-1,
canvas);
canvas.LineTo(canvas.PenPos.X+u,canvas.PenPos.
Y) ;
d(i-1,
canvas);
canvas.LineTo(canvas.PenPos.X,canvas.PenPos.Y-u);
b(i-1,
canvas);
end;
end;
procedure
TForml.FormPaint(Sender: TObject);
begin
Form1.Canvas.MoveTo(u,
u) ;
a(5,Form1.Canvas);
// вычертить кривую Гильберта
end;
end.
Следует обратить внимание
на следующую особенность реализации программы. Процедура, которая вычерчивает
элемент а, помимо самой себя (для вычерчивания элемента а кривой более низкого
порядка) вызывает процедуры d и ь, описание (текст) которых в тексте программы
находится после процедуры а. Чтобы компилятор не вывел сообщение об ошибке,
в текст программы помещено объявление процедуры с ключевым словом forward, означающим,
что это только объявление, а описание (реализация) находится дальше. Таким образом,
уже в процессе компиляции процедуры а, компилятор "знает", что имена
ь и d означают процедуры.
Назад | Оглавление | Вперёд
При перепечатке любого материала
с сайта, видимая ссылка на источник www.warayg.narod.ru
и все имена, ссылки авторов обязательны.
© 2005
|